|
|
Александр Грек |
В легендарных эталонных усилителях Mark Levinson установлены раздельные многокилограммовые тороидальные трансформаторы и 30 мощных выходных транзисторов на канал. Что это дает простому аудиофилу? |
В 1972 году талантливый американский музыкант и инженер Марк Левинсон основал в Коннектикуте одноименную компанию Mark Levinson. |
|
И вот уже 30 лет вокруг этого имени фанатики Hi-End’а слагают огромное количество легенд и историй. Одна из них гласит, что даже слово «Hi-End» придумал сам Марк Левинсон. А вот то, что все высококлассные усилители в мире сравниваются с Mark Levinson № 33 Reference Mono Power Amplifier, – уже не легенда, а факт. Недаром усилитель так и называется – эталонный. |
Левинсон одним из первых задумался о качестве звука и причинах, которые его формируют. До него считалось, что чем лучше технические параметры аппаратуры (шире полоса пропускания и меньше нелинейные искажения), тем лучше звук. |
Марк же высказал почти крамольную для инженеров, но понятную для музыканта мысль – во главу угла нужно ставить не технические характеристики, а человеческое восприятие звука, живое прослушивание. |
Никому же в голову не приходит оценивать скрипку Страдивари по ее возможности воспроизвести частоту в 35 кГц. И свои усилители Левинсон стал создавать не по техническим параметрам, а по критерию «звучит – не звучит». Критерий выбраковки деталей (этот конденсатор играет, а этот нет) для традиционных электронщиков был кощунственным. |
Звучали у Марка не только радиодетали, но и схемотехнические решения. В итоге, после многочисленных проб и ошибок, Левинсон пришел к тем решениям, многие из которых сохраняются по сей день. |
|
Наиболее известными усилителями компании стала модель Mark Levinson № 20.6 (кстати, вся аппаратура легендарной марки выпускается только под номерами), появившаяся в конце 80-х годов. Усилитель состоял из двух неподъемных раздельных блоков – по одному на канал. Помимо большого веса и размеров, усилитель имел не очень большую выходную мощность, грелся как печка, но звучал как Бог. Это было похоже на звучание лучших ламповых усилителей, но при транзисторной основательности – бархатный бас и открытый среднечастотный диапазон. № 20.6 даже по прошествии десятилетия никто не думает сдавать в утиль – он до сих пор услаждает слух своих владельцев. |
|
Грелся усилитель неспроста. Инженеры Mark Levinson используют схемотехнику чистого класса A, при котором выходные транзисторы открыты постоянно, то есть ток течет через них даже в то время, когда нет сигнала. Подобный режим имеет наименьший КПД из возможных (до 20%), зато позволяет добиться минимальных искажений. Для примера, транзисторы, применяемые в аппаратуре класса D (обычно это цифровые усилители), работают в ключевом режиме, а сами усилители имеют КПД более 90%. |
Так же неслучайна высокая масса усилителей Mark Levinson. Наибольшее влияние на звук оказывает, как это ни странно, обычное сетевое питание. |
Даже по Москве стандартные 220 В разные – разброс составляет, в зависимости от района, от 160 до 260 В. Но даже не это самое страшное – напряжение сильно загрязнено, то есть отличается от стандартного синуса. |
В него проникает куча всяких бытовых искажений: сосед бреется этажом выше, ребенок играет в
компьютере, жена сушит волосы феном. Точно так же, как некачественный бензин может стать причиной перебоев отлично отрегулированного японского двигателя, так и искажения, вместе с электричеством попавшие в усилитель, портят выходной сигнал. Кстати, именно по этой причине истинные аудиофилы лучшим временем для прослушивания называют ночные часы – с 23:00 до часу ночи, когда большинство «постановщиков помех» уже спят. |
С загрязненным напряжением, как, впрочем, и грязным бензином, борются при помощи фильтров. Например, на нынешнем флагмане Mark Levinson № 33 стоят регенераторы напряжения, принцип работы которых заключается в выпрямлении напряжения и дальнейшей генерации идеального синуса при помощи эталонного задающего генератора. И никаких компактных импульсных источников тока на входе, которые вносят хоть небольшие, но собственные искажения. |
Только тороидальные трансформаторы, обладающие наименьшими электромагнитными излучениями, причем очень тяжелые и мощные – в пиковые моменты усилитель может потреблять до нескольких киловатт электроэнергии. |
|
Причем трансформаторов должно быть не менее двух – по одному на канал. Традиционно усилители Mark Levinson строятся по принципу «двойного моно»: схемы ничем не связаны, а во флагманских моделях даже заключены в разные корпуса. Сделано это для лучшего разделения между каналами – они разделены абсолютно. |
Еще один параметр, который влияет на звук, – выходное сопротивление усилителя. Чем ниже выходное сопротивление, тем лучше усилитель справляется со сложной нагрузкой акустических систем. Написанное на колонках сопротивление (4 или 8 Ом) – усредненное. На самом деле, для каждой частоты сопротивление свое, причем на некоторых частотах оно может падать ниже допустимого. И если у усилителя собственное высокое выходное сопротивление, то он плохо обрабатывает эту полосу частот. |
Обеспечить низкое сопротивление можно двумя способами. Например, увеличить глубину обратной связи усилителя. Чем глубже обратная связь, тем ниже выходное сопротивление усилителя. Но это негативно влияет на восприятие звука – он получается более ровным, но «мертвым», как выражаются знатоки. |
В усилителях Mark Levinson низкое выходное сопротивление достигается путем запараллеливания транзисторов выходного каскада. Это хорошо известно из школьного курса физики – при параллельном включении общее сопротивление падает. Количество выходных транзисторов может достигать трех десятков на канал, тогда как обычной нормой являются два. Причем, чтобы эти десятки работали вместе, необходим жесткий подбор – они должны, как хор, петь вместе. Если обычно транзисторы отбирают по одной-двум статическим характеристикам, то в Mark Levinson – по шести динамическим. И все равно при этом последнее слово остается за слухом – заиграют вместе или нет. Hi-End никакими приборами не меряется – в этом его суть. |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2013. Разрешается использование материалов
при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
jazz012 @yandex.ru |
+7 (926) 906-6548 |
vot2@mail.ru |
+7 (495) 771-2800 |
|